8194460 ХИЖНЯК ЮРИЙ. /HIJON/. | Т. №60. КАВАЛЕР ШЕСТИ ГЕОРГИЕВСКИХ КРЕСТОВ.

Т. №60. КАВАЛЕР ШЕСТИ ГЕОРГИЕВСКИХ КРЕСТОВ.

---А ты знаешь Егорушка какими такими ураганным ветрами,  меня,  коренного Ленинградца, занесло в вашу глухомань?

Егор в ответ только пожал плечами.

----Ну давай тогда хлопнем для начала по рюмашке,  и я тебе расскажу, если есть желание слушать?

Егор согласно кивнул головой.

    Хлопнув по рюмашке доброго домашнего первача,  Илья Григорьевич, /вот уже на протяжении чуть ли не полу века бессменный председатель местного совхоза/ закусил солониной, грибочком, закурил и начал свой рассказ.

      В самом начале войны, меня после ранения,  командировали в эти глухие края с целью мобилизации местных охотников-промысловиков, которые сам знаешь на весь мир славятся своим умением попасть белке в глаз не попортив при этом шкурку.  Вот из таких самородков, после небольшой тактической подготовки и получались такие стрелки,  которым /скажу без лишней скромности/, хваленные немецкие снайпера и в подметки не годились. Сам  процесс мобилизации был прост до безобразия и происходил следующим образом. В центральных заготконторах, /составлялись списки лучших в окрестных деревнях да заимках промысловиков/, по белке и по соболю, и все  дела. Оставалось только найти их и доставить на сборный пункт. Ну и кроме официальной так сказать информации естественно не обходилось и без так называемой "народной молвы", которая некоторых охотников наделяла поистине невероятными стрелковыми способностями. Вот в одном таком разговоре мне впервые и довелось услышать что в вашей деревне, есть не просто меткий охотник а такой виртуоз своего дела что играючись из карабина мог в лет стаю гусей проредить как раз по количеству патронов в магазине. Вот к нему и решили мы наведаться напоследок так сказать "на закусочку". Из райцентра дорога предстояла неблизкая, но если даже половина того что говорит народная молва об этом охотнике правда, то как там - Игра стоит свеч! После двух  суток пути, мы еле живые, таки добрались в вашу деревню ну и естественно сразу же к старосте. А он,  как узнал в чем дело, подтвердил разговоры про "очень меткого стрелка", но прозвучало это подтверждение уж как-то очень странно.

----Есть то он у нас есть, да только боюсь что не подойдет он вам!

----Ну это не тебе старик решать подойдет он нам или нет!

Грубо осек его товарищ из органов, /который сопровождал меня везде/.

----Давай, не тяни старик,  веди нас к нему! 

Староста оделся и мы втроем направились к тому самому стрелку. Не спеша бредя по дороге,  старик затеял такой вот странный разговор:

----По всему видать вы люди образованные, а стало быть и про царских Георгиевских кавалеров слыхивали?

Товарищ из органов остановился и настороженно так посмотрел на старика.

----Ты того мил человек, /увидев что начало его рассказа,  уж очень явно не понравилось уполномоченному из района/, никакой контрреволюции в моих словах не ищи потому как их там нет. Потому как /если не знаешь/ и из ваших нынешних командиров и военачальников, в свое время  многие, за заслуги перед Отечеством, были представлены к этим высоким солдатским наградам. У Чапаева, болтают три креста было,  у Рокоссовского, и Жукова, по два,  а у Семен Михалыча Буденного их было аж целых пять, хотя по статусу их существует всего только четыре. Ошибочка вышла,  значит четвертого Георгия его по суду лишили за мордобой со старшим по званию, и вот значит пока решение суда шло в столицу,  ему за новый подвиг, снова присвоили 4го Георгия, а приказ о лишении где-то /как это у нас часто случается/ затерялся, и стал он  один он такой во всей России матушке кавалер пяти крестов. Это все знают, /ну кому положено знать/.  Так вот у нас в деревне, /он перешел на шепот/, у этого самого,  разыскиваемого вами фартового промысловика их /вы не поверите/ аж целых шесть штук...

Сделав еще десяток шагов, мы уперлись в огромные ворота, за которыми находились два добротных сруба.

----Вот, /как бы ерничая/ сказал старик, здесь ваш меткий охотник и проживает и кивнул на дома.

----А в каком именно?

Уже не на шутку разозлясь на старосту повысив голос спросил товарищ в кожанке.

На что старик ехидно так улыбнувшись ответил:

----Да к в двух одновременно и проживают. Сказал он поставив нас своим ответом в тупик, и толкнув плечом  тяжеленную калитку,  направился вовнутрь. Мы проследовали следом.   Большой двор, в котором чувствовалась рука настоящего мужика- хозяина, поразил меня своею рациональностью и суровой архитектурой. Все было как бы это сказать на своем месте, удобно, практично и надежно. Это почувствовал даже я человек городской до мозга костей. Точно таким  же величественным, выглядел и соседский дом и дворище,  а оценить это я смог так как между ними не было забора, хотя высоченный частокол, надежно защищал обе постройки со всех четырех сторон. Но даже не это меня не то что поразило, а буквально срубило как саблей, а то когда я увидел хозяев этих домов, сначала одного, а затем и другого, которые вышли встречать нежданных гостей. Первый был огромного роста, бородатый мужик, /без лица/. Вернее та часть тела которая называется лицом у него наверняка была, но была спрятана за черной кожаной маской, в которой были только прорези для носа и для рта. А вторым хозяином оказался небольшого росточка мужичек без обоих ног, который шустренько так выехал из избы, на тележке,  быстро переставляя вперед себя /так называемые гирьки/.  Мы с моим помощником ошарашено смотрели на этих двоих и не знали что и сказать.

----Ну вот знакомитесь! Это значит товарищи из района, /имени и фамилии не знаю/ и староста  как бы представляя нас,  показал рукой.  А это,  точно таким же жестом он показывая на хозяев, продолжил:  Это  есть наш самый фартовый охотник и самый меткий стрелок во всей округе, а может и во всей Сибири-Матушке, - Петр и Павел.   В следующее мгновение как будто сговорившись,  из обоих домов вышли две дородные бабенки и следом за ними целые ватаги детишек, мальчиков и девочек разных возрастов. Женщины, подойдя к нам слегка поклонились и в два голоса стали убеждать нас "дорогих гостей" что в ногах правды нет, и предложили пройти под навес где располагался один просто огромный стол, за которым скорее всего собирались оба семейства. Вы присаживайтесь, а мы пока приготовим что Бог послал!  Нужно сказать что Бог послал неплохо. Выпив и закусив, мы не раскрывая истинной цели своего визита, откланялись, поблагодарив гостеприимных хозяев за хлеб и за соль. В правление возвращались молча, и уже там за столом так сказать в "продолжении банкета",  староста и рассказал нам поистине невероятную историю, жизни этих двух калек.  И начал он свою историю вот с чего: Видать хорошо эти оба в первую мировую повоевали, и Петр, /тот что слепой/ и Павел, /то что без ног/, потому как вернулись калеками, каждый с тремя Георгиевскими крестами на груди.

   Жили они верст пятьдесят друг от друга,  и друг о друге ничего не знали. По возвращении,  крепко пили оба с горя горькую, и даже не сколько с того что калеками на всю жизнь остались,  сколько от того, что никогда больше не смогут они как до войны с ружьишком по тайге побродить, поохотится. А так они это дело любили,  что хоть в петлю. Откуда их /к слову/ не однократно /слава Богу/, успевали вытащить родственники, да сельчане. И тут значит прослышал про этих двух несчастных героев наш батюшка, отец Михаил, и пришла ему в голову следующая бредовая мысль. А что если взять этих двух, /незрячего да безногого/,  и как бы сделать из них одного /и зрячего и ходячего/....  Приехал он к одному да к другому, пообщался с калеками, а затем,  /втихаря,  так что бы они не знали,  переговорил с родственниками/ рассказал им про свою идею... Родственники не против. А почему бы и не попробовать? Жалко ведь молодые парни, герои, а вот жить не хотят и кажется что нету силы такой что бы их образумить. Решили подготовиться как следует а потом значит и их самих поставить так сказать перед фактом. Местные умельцы,  смастерили из сосны да бересты, легонький такой, но очень прочный короб,  с широкими кожаными лямками что бы можно было его на плечах носить. Прихожане в церкви собрали на хорошее ружьишко, и вот значит в воскресение, после службы свели их впервые у батюшки в доме. И что бы значит не тянуть кота за хвост, отец Михаил им прямо так с ходу после первой чарки и заявил: Мол есть у меня такая идея. Почему бы тебе  Петр,  трижды Георгиевскому кавалеру, потерявшему свои глаза,  защищая Отечество, и ничего не видящего, не помочь Павлу, другому, такому же герою трижды Георгиевскому кавалеру, но потерявшему обе ноги, и лишенного возможности самостоятельно передвигаться. А в свою очередь тебе Павел не помочь Петру?  Короче говоря а не попробовать ли вам  стать друг для друга глазами и ногами????    Сначала оба приняли это предложение, как дурацкую  шутку, но потом узнав что последние две недели, все их родственники, друзья и жители всех окрестных сел буквально молятся,  надеясь что бы у них получилось, решили попробовать. 

----А где наша не пропадала? 

----И не в таких передрягах пришлось побывать!

 Как бы подвели они итог оба. 

    Сколько было синяков, шишек да ссадин, а сколько было криков,  мата,  да проклятий всем тем кто придумал это издевательство для двух несчастных калек. Но постепенно, день за днем, час за часом, шаг за шагом, верста за верстой, эти двое привыкали, притирались, принюхивались друг к другу и спустя пол года, как раз к началу зимнего промысла, и вправду стали одним "новым" целым. Каким образом это им удалось одному только богу известно, но по малейшему движению, голосу, интонации, дыханию, / казалось что они даже мысли друг друга читают/ настолько они   понимали друг друга и действовали как одно целое.

   Утром, Петро надевал короб на плечи, Павел брал ружье, забирался в короб,  и айда в тайгу-матушку белку да соболю промышлять. Об их добыче за первый сезон я умолчу, второй сезон лучше, третий еще лучше, ну и пошло, поехало...  Многим знатным да фартовым охотникам нос утирали. Но все без обид, по настоящему, по нашему, по мужицки, понимали,  сочувствовали, а потом и две бабенки, сами как-то пришли к ним и предложили себя в качестве верных подруг, "до гробовой доски". Не самые красивые да фигуристые! Да дело ведь разве в этом....  Осенью сыграли две свадьбы,  А потом как-то на недельку, с окрестных сел приехал всякий мастеровой люд, да и срубили им по соседству два добротных дома, /сами видели какие/ . А потом пошли детишки, /да что я рассказываю, вы все сами видели/.  Вообщим вот товарищи и все что я хотел вам рассказать, произнес староста разливая по стаканам бутылку до конца, и давая понять что беседа закончена. 

   Дослушали мы, выпили, пожелали старику и этим "кавалерам",  и их семьям всего доброго,  и без "самого меткого стрелка во всей округе" отправились обратно в район. 

    А после войны вернулся  в Ленинград, а там ни одной мне родной живой души не осталось, всех блокада убила. И так тоскливо мне стало и невыносимо жить в этом городе, на этой улице, в этом доме и квартире, где было сколько воспоминаний, где жило сколько родных и любимых мною людей и где от всего того счастья осталась только смерть, смерть, смерть! Так  что я не долго думая,  собрал /так толком и не распакованный чемодан/ и подался куда глаза гладят. А потом вспомнил про эти края, про вашу деревню, про людей ее,  про природу,  и вот уже считай пол века как тут живу,  и за все время ни разу не пожалел о принятом тогда мною решении.   

Вот такая стало быть моя история...

И немного передохнув.

----А ты сам то Егор,  раньше что-нибудь слышал про стариков этих, про  Петра и Павла?

----Если честно Илья Григорьевич, то все что вы мне сейчас рассказали я к своему великому стыду слышу впервые,  и ничего об этих двух стариках я не знал, хотя должен бы знать, и наверняка слышал и не раз, но как-то не обращал внимания. Не интересно мне  как-то раньше мне все это было,  ну про деревню нашу,  про людей!  Казалось да что здесь в глухомани может бить интересного? Все самое интересное в городе, в столицах.... А вот теперь понимаю что не все..... Вон ты мне какую историю рассказал, аж дух захватывает....  И я так рад что ее узнал, вот веришь сколько жить буду всем буду рассказывать про свою деревню да про героев этих, и жизнь ихнюю необычную.  А чем кстати закончилась ихняя история?

Председатель после небольшой паузы.

-----Плохо Егорка закончилась... Хотя с другой стороны может лучшего конца для нее и не придумать... Пропали они.... Пошли весной на рыбалку и все.... Как говориться: Ни слуху ни духу! Искали их всей округой, но все бестолку как в воду канули. Может утопли, или на медведя голодного после спячки нарвались....  Все может быть тайга она сам знаешь и кормит и поит и согреет, но если слабину дашь и жизнь отберет. Природа она ведь не злая, она просто такая как она есть...

   Люди, /и не без на то основания/ трепали языками что может быть они того,   сами, решили что бы вот так весной, в тайге и что бы одновременно вдвоем, или с утеса куда,  или в омут, потому как ежели один из них сам бы помер то и для другого считай жизнь тоже закончилась бы. Это считай что для них несчастных второй раз лишиться ног,  или второй раз ослепнуть....

---- Ну ладно Егор, давай на последок помянем их и всех наших покойников, и я тебе еще одну историю расскажу, вернее не историю а просьбу.

Выпили. Закусили.

----Просьба у меня к тебе Егор,  будет необычная, но для меня и вон для них, тех самых стариков за упокой душ которых мы с тобою только что выпили очень и очень важная. Так  что ты ничего мне не обещай, а сначала внимательно выслушай а уж потом ответ свой скажешь. Все дело в том, что есть такое не писанное а может где-то и писанное, /я не знаю/ правило что все Георгиевские кресты после смерти их хозяев не передаются типа по наследству а уничтожаются, / переплавляются/.

Он встал, и из сейфа,  откуда час назад извлекал бутылку и стаканы, вынул сверток из пожелтевших от времени газет. Положил его перед Егором на стол, и не спеша развернул. 

----Вот они родимые все шесть. 

Перед Егором лежала оматериализованная человеческая храбрость, жертвенность, любовь к Отечеству,  в виде 6ти крестов на георгиевских лентах, четыре белых креста  и два желтых. 

Егор только и смог что спросить восхищенно:

----Это что серебро и золото?

----Да нет. Это просто белый и желтый металл!

Я Егор хотел сохранить их. Ну там может музей какой-нибудь у нас в деревне откроется,  или в районе, в краеведческом,  будет экспозиция про наших земляков. Может их туда, что бы знали, что бы помнили, гордились что бы! Но вижу что только я их туда сдам, то больше никто их и никогда не увидит. Сам видишь жизнь какая наступила. Кто бы мог подумать. ВСЕ НА ПРОДАЖУ! ВСЕ ПРОДАЕТСЯ И ВСЕ ПОКУПАЕТСЯ!

   Вот я и передумал, и решил поступить с ними так как и полагается с такого рода реликвиями. В огонь их, в переплавку. А ты я слышал на комбинате помощником сталевара работаешь, вот я к тебе и обратился. Если поклянешься мне сейчас, что не заныкаешь их да не продашь каким-нибудь торгашам, а сделаешь так как я прошу то бери,  и с богом!

   Егор вскочил как пружина, и со словами: Почту за великую честь выполнить вашу просьбу, после чего рухнул обратно на стул. И затем устыдившись своих высокопарных слов, потупил начинавшие даже немножко слезиться глаза.

Председатель аккуратно свернул газету и сунув сверток Егору в руку сказал:

-----Ничего Егор! Слезы это не слабость слезы это совесть.....

                                *******

Вернувшись из отпуска, и  выйдя первый день на работу, прежде чем приступить к своим обязанностям он так что бы никто не видел, / а то еще подумают что какой-нибудь террорист/ подошел к печи, и бросил сверток в  расплавленный метал.  После чего с поклоном трижды перекрестился, и с чувством выполненного долга,  пошел к бригадиру, узнать что тут и как тут без него.

                                 *******

А  после смены, обязательно будет баня, будет пиво с привезенным им копченым хариусом и байкальским омулем,  и он с нескрываемой гордостью, расскажет своим друзьям,  просто невероятную историю о своих земляках, о простых людях с его родной деревни - "Георгиевских кавалерах"....

Написать рецензию

Ваш комментарий успешно добавлен и будет опубликован после проверки администратором
©2019 All rights received
веб студия
Error
Whoops, looks like something went wrong.